В современном мире использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой составляющей. Они проникли во все сферы общественной жизни, а в условиях пандемии их экспансия увеличилась. Они перестали быть инструментом, которым владеют лишь «продвинутые» пользователи, потеряли ограничительный возрастной и образовательный ценз. Теперь техникой на основе цифровых технологий так или иначе пользуется каждый.
Но, наряду с целым списком очевидных плюсов тотальной информатизации общества, проявились и ощутимые риски. Сетевая обезличенность в условиях цифровизации многих процессов способствует соблазну неправомерного ее использования. Посредством сети Интернет, телефонной связи совершаются преступления, доля которых существенно выросла в последнее время. Подавляющее их большинство – мошенничество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В Челябинской области эта тенденция также имеет место. Одним из эффективных способов профилактики этого вида преступлений является информирование населения о видах мошенничества и способах противодействия ему.
Анализ структуры потерпевших от мошенничества показывает, что этому виду преступлений подвержены все возрастные категории населения. Разумеется, у каждой категории имеются особенности восприятия, связанные с возрастными отличиями, способностями восприятия информации, понимания технологии цифровых процессов, порядка работы банковских учреждений и органов правопорядка. В случае недостаточных знаний граждане становятся жертвами мошенников. Часто гражданам, особенно пожилого возраста, сложно запомнить известные схемы обмана, распознать мошенника. В таком случае разъяснительная работа должна проводиться активнее. Необходимо применение всех возможных способов доведения информации до населения, причем с необходимой специализацией подачи материала под потребности различных возрастных групп граждан для достижения большей эффективности.
Практика показывает, что наиболее сложной категорией в плане защищенности от противоправных проявлений являются люди пожилого возраста. Они забывчивые, доверчивые и нередко беспомощные, что играет на руку мошенникам. Они используют меньшее количество источников информации, чаще – привычные им: телевизор, радио, газеты. Это средства, утрачивающие свои позиции по присутствию в информационном поле, где всё большую долю захватывает Интернет с его информационными сайтами и социальными сетями. Возможности насыщения теле и радиоэфира, печатных СМИ профилактической информацией – ограничены: они работают строго на коммерческой основе, кроме того часто повестка отдельных телеканалов формируется на федеральном уровне.
К интернет-источникам граждане пожилого возраста обращаются значительно реже. Профилактическая информация, видеоролики, анимация, инфографика в меньшей степени доступны для данной категории людей. Таким образом, для данной группы населения, помимо собственно возрастных рисков, добавляется риск недостаточной информированности, а значит повышается вероятность быть обманутыми мошенниками. Чтобы нивелировать эту опасность, сотрудниками ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области предпринята попытка создания дополнительного канала информирования: посредством ближайших родственников из диаметрально противоположной возрастной категории: через детей и внуков, которые становятся «проводниками» для доставки необходимой информации лицам старшего возраста. В условиях семьи представители этих двух категорий общаются чаще всего.
В ходе разработки материала для работы с категорий детей младшего школьного возраста были учтены особенности их развития. Так, на восприятие информации младшим школьником значительно влияет способ подачи данного материала. Чем больше он привлекает ребенка и заинтересовывает, чем больше его алгоритм подходит под прототип любой игры, тем больше вероятность задержать внимание ребенка и добиться понимания изложенной информации. В силу возраста внимание учащихся младших классов концентрируется на «ярком» изложении материала (как в переносном, так и в буквальном смысле: детей привлекают и сами игровые предметы, их внешние, наиболее яркие признаки и свойства). Самостоятельность, которую проявляет ученик в игровой деятельности, выбирая варианты и принимая решения, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений[1].
Учитывая это, для воспитания устойчивости подрастающего поколения, его правовой грамотности, а также для защиты лиц старшей возрастной категории ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области разработана интерактивная игра «Поймай мошенника», ориентированная на детей младшего школьного возраста, которая призвана в доступной форме рассказать обучающимся начальных классов о том, как уберечь себя и своих близких от мошеннических действий.
В основе сюжета игровой программы лежит упрощенная концепция модели раскрытия преступления полицейскими: ориентировка на преступника – разыскные действия – идентификация – задержание злоумышленника.
Значимость и дополнительный интерес игре придает то, что в ней в качестве ведущего участвует настоящий сотрудник полиции, который по сюжету обращается к детям с просьбой помочь раскрыть преступление. В игру интегрированы упрощенные для детского понимания манипуляции из повседневной деятельности стражей правопорядка: чтение ориентировок (на различных мультперсонажей), сравнение снимков с подозреваемыми, снятие отпечатков пальцев (с применением талька, кисточек и скотча), выезд на место происшествия (сопровождается разминкой и игровыми конкурсами), сбор улик, определение подозреваемых по приметам (поиск различий, идентификация). Смоделирована ситуация, когда школьники как настоящие полицейские раскрывают «преступление» и задерживают «мошенника».
В завершение игры школьникам сотрудники полиции вручают наклейки-шевроны «Юный полицейский» и комикс «История одного мошенника», также разработанный сотрудником Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области М.А. Лупеевым. Комикс служит раздаточным материалом, который школьник может взять домой для повторного изучения, усвоения материала и донесения профилактической информации до своих пожилых родственников.
Выбор был сделан в пользу комикса, поскольку именно комикс-культура в России вновь стала набирать свою популярность. Минимизация количества текста в пользу визуализации упрощает восприятие истории о мошеннике несовершеннолетними.
Комикс «История одного мошенника» включает в себя одну историю, в которой антигерой манипулирует своей жертвой, чтобы получить данные банковской карты, необходимые для кражи денежных средств с ее счета. В перспективе планируется расширение сюжетной линии, в которую будут включены истории и о других видах мошенничества. Но самое главное, что каждая история, заканчивающаяся задержанием злоумышленника, снабжена понятной пошаговой инструкцией: как распознать мошенника и не стать его жертвой. Таким образом, важным бонусом такой игровой профилактики является то, что дети, разглядывая комикс, и сами обучаются азам безопасности и могут донести предупредительную информацию до своих пожилых родственников.
Игра была впервые опробована осенью 2020 года в школах Златоуста, Миасса и Чебаркуля и получила положительные отзывы педагогического состава образовательных учреждений. Пресс-релизы об этой инициативе были опубликованы на официальных сайтах ГУ МВД России по Челябинской области и МВД России.
В 2021 году в рамках обмена опытом игра воспринята для использования УМВД России по Тюменской области. В свою очередь коллеги из Тюмени предложили свой вариант игры в развитие проекта: на основе 64 карточек с описанием различных ситуаций и вариантами ответов. Эта игра ориентирована для школьников более старшего возраста, учащихся средних специальных образовательных учреждений и студентов. Задача вытянувшего определённую карточку игрока – понять, является ли описанный случай мошенничеством, ответив «Верю» или «Не верю», и объяснить другим участникам свой выбор. Участники могут либо согласиться с ответом, либо задать отвечающему уточняющие вопросы, а также в ходе обсуждения высказать своё мнение о ситуации.
Затем можно посмотреть правильный ответ во вкладыше. В нескольких карточках нет ярко выраженного ответа – они могут соответствовать как положительному, так и отрицательному результату. Здесь для отвечающего важно раскрыть своё мнение и рассказать присутствующим, при каких обстоятельствах утверждение будет правдивым, а при каких содержать признаки мошенничества.
При желании разнообразить или усложнить игру можно предложить отвечающему при карточке с утвердительным ответом домыслить ситуацию и пересказать её с элементами мошенничества. В случае примера из карточки с ответом «Мошенничество» можно предложить игроку рассказать аналогичную жизненную историю, которую он видел или слышал от окружающих или из новостей.
Суть игры – научиться распознавать признаки обмана, обсудить возможные способы мошенничества, распространённые в обществе, и не попасться на уловки злоумышленников в реальной жизни. Победителем становится человек, ответивший правильно на максимальное количество карточек, – такой гражданин является наиболее подготовленным для борьбы с мошенниками.
Сценарии и материалы для проведения игр направлены во все территориальные органы Челябинской области для использования в профилактической и правовой просветительской работе (указание ГУ МВД России по Челябинской области от 3 июня 2021 года № 1/3704). В течение летних каникул игровые проекты реализовывались в местах оздоровительного отдыха и пришкольных лагерях. Сотрудниками полиции и приданными силами организовано и проведено 92 игры в дошкольных и летних оздоровительных лагерях среди 2560 несовершеннолетних с раздачей профилактических листовок и комиксов.
В целях информирования населения о проводимых мероприятиях в средствах массовой информации размещен 201 материал, на официальных аккаунтах полиции Челябинской области в социальных сетях размещено 78 публикаций (репостов). Получены отзывы о том, что материал интересен, понятен, доходчив, запоминается, нравится детям.
Таким образом, проект можно признать успешным и продолжить его реализацию в дальнейшем.
[1] «Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников», Л.Г. Григорьева, журнал «Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2011.